Президент группы "АВИКОС-АФЕС", вице-президент Всероссийского союза страховщиков Николай Устименко рассказал о работе группы, ситуации с обязательной "автогражданкой" и перспективах страхового рынка в целом.
Российская газета,
13 декабря 2005 г.
Третье крыло отечественной авиации 1190 просмотров
Страховая группа "АВИКОС-АФЕС" входит в число 50 крупнейших страховщиков России и занимает в этом ряду особое место, лидируя на рынке авиационно-космического страхования. Президент "АВИКОС-АФЕС", вице-президент Всероссийского союза страховщиков Николай Устименко - признанный авторитет и в страховом бизнесе, и в области гражданской авиации. Это обстоятельство предопределило тематику нашей беседы.
Российская газета: По оценке экспертов, рынок реального страхования в России будет расти на 20-25 процентов ежегодно, а по отдельным сегментам - до 40-50 процентов. Как вы относитесь к подобным прогнозам? Николай Устименко: Вполне возможно, они сбудутся. Однако я бы обратил внимание на другое - рынок должен развиваться прежде всего в качественном, а не в количественном отношении. Нельзя увлекаться погоней за валом. Нигде и никогда страховой бизнес не приносил сверхприбылей. Прибыль, и достаточно скромную, можно получить только благодаря максимальной эффективности, снижению издержек, разумной инвестиционной политике. Однако далеко не все страховщики готовы так работать. Сегодня половина участников страхового рынка собирает лишь 5 процентов всей национальной премии - вряд ли они располагают ресурсами для устойчивого динамичного развития. С другой стороны - иные структуры собирали рекордные миллиардные суммы по договорам страхования жизни. Хотя всем понятно, что это всего лишь форма "оптимизации налогообложения", к страхованию не имеющая никакого отношения. Ощутимый удар по доверию общества к страховщикам нанесло банкротство нескольких компаний, работавших с полисами ОСАГО.
РГ: Сейчас все настойчивее звучат предложения поднять тарифы на "автогражданку", чтобы остановить рост убыточности и предотвратить обвал рынка ОСАГО. Устименко: Полагаю, что никакого обвала рынка ОСАГО в ближайшем будущем не предвидится. Группа "АВИКОС-АФЕС" активно работает на этом рынке, входит в число 20-25 крупнейших его участников. Мы сталкиваемся с теми же рисками, что и наши коллеги, стараемся их минимизировать, в частности, расширяя страховой портфель, привлекая новых клиентов, осваивая новые регионы. Потому с уверенностью можем предположить, что финансовые проблемы отдельных компаний вызваны отнюдь не уровнем тарифов, а их собственными просчетами. Отдельный вопрос - убыточность "автогражданки" на Урале, Дальнем Востоке, ряде других территорий, которая порождена уже не ошибками страховщиков, а ошибками в расчете коэффициентов к базовым тарифам для этих регионов. Эти коэффициенты как раз и нуждаются в корректировке. И не стоит забывать об инфляции: с момента принятия закона об ОСАГО только по официальным данным цены в стране выросли на 28 процентов.
РГ: Компании группы "АВИКОС-АФЕС" создавались для страхования авиационных рисков. Сегодня, когда вы занимаетесь автострахованием, активно расширяете портфель страховых услуг, не мешает ли вам специализация? Устименко: Напротив, помогает: движение от сложного к простому, а именно по такому пути мы пошли, доказало свою эффективность. Все решения принимались в расчете на авиацию, все схемы строились с учетом того, что нам придется производить крупные выплаты, разбираться со сложными происшествиями. Главная задача - тщательно оценить риск по каждому договору страхования и обеспечить стопроцентное выполнение взятых на себя обязательств. Эти принципам мы следуем и теперь, когда активно занимаемся - и весьма успешно - другими направлениями страхования. Сегодня их более сорока. Но авиакосмическое страхование, безусловно, остается для нас приоритетным.
РГ: Летчиков обычно спрашивают: что привело вас в авиацию? А что же вас привело в авиационное страхование? Устименко: Как это часто бывает, толчком к принятию решения послужил случай. В 1991 году я как специалист союзного Минавиапрома участвовал в расследовании обстоятельств ЧП с самолетом Як-42, который не дотянул до взлетной полосы в Екатеринбурге. Встал вопрос: а кто компенсирует авиакомпании понесенный ущерб? При плановой экономике убытки авиапредприятия возмещались за счет госбюджета. А что же теперь? Оптимальное решение проблемы заключалось в обеспечении страховой защиты. С этой целью в конце 1991 года были учреждены компании "АВИКОС" и "АФЕС", ныне составляющие единую страховую группу. Сегодня среди наших клиентов полторы сотни предприятий отрасли - авиакомпании, аэропорты, службы управления воздушным движением, предприятия наземного обслуживания из России, стран СНГ и Балтии.
РГ: Наверное, в авиационном страховании для вас нет ничего нового и неожиданного? Устименко: В нашем бизнесе ситуация постоянно меняется и требует оперативной и адекватной реакции. Растут страховые суммы либо по инициативе авиакомпаний, которые эксплуатируют более дорогую зарубежную технику, либо по инициативе властей, как это произошло в случае с Евросоюзом, ужесточившим требования к уровню страхования ответственности авиаперевозчиков. Соответственно, возрастают требования к возможностям страховщика - финансовым, организационным, кадровым. Рост капитализации компаний, увеличение масштаба операций, единая программа перестрахования позволяют "АВИКОС-АФЕС" успешно разрешать возникающие проблемы.
РГ: Вы упомянули об увеличении в Европе минимальных требований к страхованию ответственности авиаперевозчиков и операторов воздушных судов. А как с этим обстоит дело в России. Устименко: Увы, общемировые тенденции в области авиационного страхования расходятся с российскими. Воздушный кодекс РФ в 1997 году установил лимит страхования ответственности авиаперевозчиков перед пассажиром на уровне 100 000 рублей. В Европе этот лимит - более 300 000 долларов! Даже с учетом разницы в уровне жизни разрыв не может быть столь велик. Еще одна важная проблема: в странах Евросоюза лимиты ответственности рассчитываются в единицах "специального права заимствования" - SDR, у нас - в минимальных размерах оплаты труда. При принятии Воздушного кодекса предполагалось, что МРОТ - индексируемая величина. Однако категория МРОТ, используемая для исчисления налогов и сборов, с 2000 года заморожена. Вот и получается, что в последние годы в России уровень страховой защиты все более отдаляется от европейских норм. Очевидно, что Воздушный кодекс нуждается в коррективах, возможно, замене МРОТ на SDR. Соответствующие предложения ВСС и Российская ассоциация авиационных и космических страховщиков направили в Думу.
РГ: В последнее время страховщики нередко обращаются с различными просьбами к органам власти страны, например о сохранении запрета на открытие филиалов иностранных компаний. С другой стороны, Американская страховая ассоциация (АIА) требует открытия российского страхового сектора для иностранцев. Насколько серьезна эта проблема? Устименко: На самом деле, у западных компаний есть возможности обходить законодательные ограничения. И если они ими до сих пор не воспользовались, выходит, нашим зарубежным коллегам это не очень выгодно. Но отсюда не следует, что проблемы защиты страхового рынка не существует. Во-первых, законы макроэкономики таковы, что, если более 20 процентов какой-либо отрасли контролируют иностранцы, возникает угроза экономической безопасности страны. Во-вторых, если серьезные западные компании - за редкими исключениями - в Россию не пришли, то, спрашивается, кто же сегодня так настойчиво к нам рвется - может быть те, кто рассчитывает на сиюминутную выгоду? Поэтому мы разделяем озабоченность российского страхового сообщества: определенные ограничения необходимы. Если говорить о сегменте авиационного страхования, то здесь ситуация весьма специфична: бизнес уже сегодня ведется из ограниченного числа международных центров, а западные компании и так контролируют большую часть российского рынка, правда, через инструменты перестрахования.
РГ: А что если наши авиакомпании захотят напрямую работать с западной страховой компанией, без российских посредников? Устименко: Если бы авиаперевозчикам это было выгодно, они, наверное, давно бы так и сделали. Авиация - бизнес международный. Однако мы в состоянии предложить более низкие тарифы в сочетании с качественным сервисом. Кроме того, Россия сегодня не является привлекательным рынком для западных страховщиков: стареющий парк воздушных судов, значительные риски. Но ситуация изменится, если парк будет обновляться за счет зарубежных самолетов, вслед за которыми к нам придут и западные страховщики. Мы готовы к такому повороту событий, готовы адаптироваться к интернационализации рынка, используя наш опыт, тесные и давние связи с ведущими зарубежными финансовыми институтами. При этом нельзя забывать об отечественном авиапроме - страховщики должны в меру своих сил содействовать его развитию, инвестировать в лизинговые компании, которые занимаются эксплуатацией российской авиационной техники. Например, страховая группа "АВИКОС-АФЕС" создала компанию "АВИАлизинг", которая вносит свой вклад в решение этой проблемы.
РГ: Получается, что "АВИКОС-АФЕС" не ограничивается рамками собственно страхового бизнеса. Устименко: Возможно потому, что сами рамки трудно очертить. Например, такой вопрос, как подготовка кадров в вузах, который, казалось бы, не входит в компетенцию страховой компании. Между тем нас не устраивает то, что в России не готовят специалистов по авиационному страхованию. Мы пошли по такому пути: третий год подряд "АВИКОС-АФЕС" выплачивает именную стипендию лучшему студенту Московского университета гражданской авиации, который обучается по специальности "менеджмент". Стипендиаты проходят у нас практику и многие из них наверняка станут сотрудниками "АВИКОС-АФЕС". Для нас, как авиационных страховщиков, проблема первоочередной важности - обеспечение безопасности полетов. Компании группы "АВИКОС-АФЕС" направили свыше двух миллионов долларов на поддержку мероприятий в этой области - от финансирования конкретных программ до спонсорской помощи. Вклад нашей страховой группы недавно был отмечен дипломом авторитетнейшей международной организации - Всемирного фонда безопасности полетов. В том, чтобы гражданская авиация работала без происшествий и инцидентов заинтересованы и государство, и пассажиры, и авиакомпании, и страховщики. А значит, решать эту задачу необходимо, объединив усилия всех сторон. Игорь МАКСИМОВ
Вся пресса за 13 декабря 2005 г.
Смотрите другие материалы по этой тематике: Лица
Установите трансляцию заголовков прессы на своем сайте
|
|
|
Архив прессы
|
|
|
|
Текущая пресса
|
| |
24 января 2025 г.
|
|
РБК.Уфа, 24 января 2025 г.
Страховщики назвали самые аварийные улицы Уфы по итогам 2024 года
|
|
chelny-biz.ru, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
Владельцы KamaRooms обжалуют сумму страховки, которую получили после пожара
|
|
Финмаркет, 24 января 2025 г.
Акции Совкомбанка, Ренессанс Страхования и Группы Позитив могут показать опережающую рынок динамику в феврале - «Газпромбанк Инвестиции»
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Большинство российских владельцев китайских автомобилей оказались довольны ими
|
|
ГТРК Калуга, 24 января 2025 г.
Сельхозживотных можно будет застраховать от паводка и изъятия
|
|
Коммерсантъ-Кубань, 24 января 2025 г.
Почти 90% владельцев китайских машин в Краснодаре довольным своими автомобилями
|
|
Реальное время, Казань, 24 января 2025 г.
ОСАГО в России подешевело на 6% в четвертом квартале 2024 года
|
|
Агроэксперт, 24 января 2025 г.
Елена Фастова: выплаты по агрострахованию с господдержкой в 2024 году удвоились
|
|
Челнинские известия, Набережные Челны, 24 января 2025 г.
За сгоревший «Камарумс» владельцы получили 20 миллионов рублей страховки
|
|
PrimaMedia, Владивосток, 24 января 2025 г.
В России упростят процесс оформления ДТП без ГИБДД
|
|
Сургутская трибуна, 24 января 2025 г.
ОСАГО станет дешевле
|
|
ТАСС, 24 января 2025 г.
Размер страховых выплат аграриям РФ по заморозкам составил порядка 1,3 млрд руб. - Фастова
|
|
tomsk.ru, 24 января 2025 г.
Для томских мотоциклов и грузовиков изменятся тарифы ОСАГО
|
|
Российская газета онлайн, 24 января 2025 г.
Опрос показал, что россияне больше всего боятся заболеть раком
|
|
yakutia-daily.ru, Якутск, 24 января 2025 г.
Парламентарии Якутии намерены включить ортодонтическое лечение детей в перечень ОМС
|
|
Казахстанский портал о страховании, 24 января 2025 г.
Как страховая отрасль может взять на себя ведущую роль в обеспечении устойчивости к изменению климата
|
|
МК в Туле, 24 января 2025 г.
Тулякам напомнили, как проверить ОСАГО по номеру автомобиля
|
 Остальные материалы за 24 января 2025 г. |
 Самое главное
 Найти
: по изданию
, по теме
, за период
 Получать: на e-mail, на свой сайт
|
|
|
|
|
|